Создатели архбюро, созданных за последние 10 лет, рассказали о своих успехах и ошибках, и построении бизнеса.

Марафон «Свое бюро: личный опыт» прошел в рамках «Открытого города» – проекта, посвящённому архитектурному образованию и карьере. Этот уникальный формат организаторы опробовали впервые: создатели архбюро, которые появились на рынке Москвы и Санкт-Петербурга за последние 10 лет, в формате 15-минутных презентаций рассказали о том, как строили бизнес, искали заказчиков, о своих самых сложных и ярких проектах.

В марафоне приняли участие представители как известных компаний, таких как «Крупный план», штат которого на сегодня насчитывает 140 человек, так и совсем молодых, например, SKNYPL – бюро, образованноuj год назад. Также в числе спикеров были представлены: «Народный архитектор», «Дружба», AI-Architects, Т+Т Architects, ARCH (E) TYPE, Le Atelier, «Объем», Citizenstudio, «Новое», «МЕГАБУДКА», «ХОРА» и наши питерские гости, RHIZOME group. Видео выступлений будет выложено в интернет для общего доступа – анонс будет опубликован на наших станицах в facebook и vkontakte. А продолжение беседы о карьерных путях молодых архитекторов состоится на площадке «Открытого города» 27-28 сентября. До этого в программе проекта пройдет еще целая серия образовательных лекций, круглых столов и дискуссий. Программа и регистрация – на официальной странице мероприятия «Открытый город».

В рамках Марафона, большинство участников, начинавших свое дело в 2008-2013 годах, отметили, что Москва и подход к архитектуре очень изменились за последние годы. «В 2011 году была совсем другая эпоха, правила другие энергетика – другая. Я работал в крупном проектном бюро, но жажда деятельности в итоге заставила меня искать другой путь. Мы с единомышленниками ушли из бюро и думали, что заказов будет миллион, что к нам встанет очередь за недорогой и качественной архитектурой. Но оказалось, что минимализм за 20 тыс. рублей пролетел мимо целевой аудитории. Я обзванивал всех по списку в моей записной книжке – банки, девелоперов. Каждый сотый звонок заканчивался встречей, на части из которых нас вежливо слушали, на другой – спрашивали, зачем мы тратим их время», – рассказал Дмитрий Селивохин, основатель бюро «Народный архитектор».

Наблюдения:

Чаще всего в бюро 4 основателя. По словам участников Марафона, такое число формировалось случайно, но похоже, что для многих – это формула устойчивого равновесия

Бюро разделились на мечтателей и бизнесменов. И те и другие имеют право на существование и перспективы успешного будущего.

В большинстве бюро считают, что не коммерческие проекты помогают сохранить свободу творчества и любовь к своему делу.

По словам Артема Укропова, одного из основателей бюро «МЕГАБУДКА», их интересует направление развития территорий и туризма. Например, бюро по собственной инициативе разработало проект адаптации среды и инфраструктуры для подмосковного города Дрезны. Привлечение туристических потоков – это одна из возможных статей доходов и, достаточно значительных, но в большинство городов России туристы просто не поедут, потому что у них нет информации, а у городов – инфраструктуры, считают в бюро. Поэтому архитекторы провели анализ ситуации и предложили решения, которые не потребуют крупных инвестиций, и при этом могут быть реализованы достаточно быстро.

В процессе выступлений участников выяснилось, что для устойчивого развития часть бюро развивает не одно, а несколько основных направлений услуг. В частности, бюро «Новое» созданное Сергеем Неботовым, за 5 лет существования реализовало 132 проекта. Основные направления работы бюро: временные сооружения, общественные пространства, выставки и шахматные турниры, для которых бюро разработало целую методичку по организации пространств (об альтернативных путях развития архитектора мы поговорим и на «Открытом городе» в рамках сессии «Архитектура выставок»).

Участники говорили и о важности взаимопонимания между основателями бюро и распределении функционала. Михаил Микадзе и Оят Шукуров, основатели АБ «ХОРА» сравнили создание компании с созданием рок-группы, где каждый играет на своем инструменте и пока никто не ошибается, получается музыка.

Бизнес-советы от участников Марафона:

Структурируйте процессы – молодым это не свойственно, но это залог успешного и стабильного функционирования компании. Планируйте, расписывайте бюджет, и лучше всего, получите бизнес-образование

Инвестируйте в ПР-продвижение любыми способами: через соцсети, конкурсы или общение. Если вас никто не знает, вас никто не пригласит.

Вступайте в коллаборации – это позволяет поработать с известными бюро и набраться нового опыта

Пройдите курс фенологии (управленческий учет)

Читайте книги из библиотеки Сбербанка

Если в числе основателей бюро не было управленца, нужно его найти, считают в бюро RHIZOME group. «Сегодня в компании 18 человек, из них 2 партнера-основателя и 12 архитекторов. Недавно у нас появился директор, который взял на себя управление процессами, теперь нам не нужно тушить пожары, мы можем потратить это время на творчество и сбор аналитики. Найти такого человека трудно, есть риск, что вы потратите на это несколько месяцев, но это необходимо», – рассказал Евгений Решетов.