Готовы ли мы, как общество в целом или как отдельно взятый горожанин, воспринимать кладбище иначе? Представить, что городское кладбище может быть пространством для живых? Безусловно, особым пространством, тактичным и уместным для новых городских практик.
Участники воркшопа вместе с кураторами бюро ХОРА исследовали сюжет «городского кладбища» используя оптику феноменологического подхода и исследовательского инструментария, который не ставит задачу всестороннего объективного познания объекта, а преимущественно фокусируется на эмоциях, восприятии и ощущениях — что мы чувствуем и думаем, оказываясь в этом пространстве?
Дискуссии и совместный ридинг текстов; дрейф по пространству кладбища с альтернативными стратегиями; обсуждение ментальных карт горожан и результатов опросов и интервью; мнения и позиции разных экспертов о смерти, городе, архитектуре, памяти — формировал насыщенный и одновременно контрастный контекст проектной работы.
Размещение кейса воркшопа, Текутьевского кладбища, между полярными подходами его осмысления — через художественный манифест (картина, видео), с одной стороны, и через релевантные контексту города проектные предложения, с другой стороны — несомненно, сложная даже для профессионалов задача. Но именно это и позволило участникам соединить, сшить, связать все проекции сюжета «городского кладбища» в единое целое — от образов, воспоминаний, ассоциаций и аналогий до принятия решений о выборе материала забора или мощения новых дорожек — проектных решений, которые деликатно меняют пространство, вдумчиво и бережно.
Картина «Текутьевского кладбища» — пано из лоскутов, где каждый фрагмент одновременно и сектор кладбища, и личное отношение, и персональный сюжет, вобравший артефакт исследования (фиалки, пепел пожара, упорядоченность, сосновый бор, детские могилы, развалины). Истории, воспоминания объединенные цельным полотном ткани города, связанный с ним нитями повседневных путей и дорожек.
В
видео сюжете студенты конструируют ситуации и события, помещая смыслы и значения, циркулирующие в городской среде, в пространство кладбища: чтение книги и размышления, прогулка или пробежка; музыка в твоих наушниках, не нарушающая тишины; встреча — эти сюжеты не отторгаются кладбищем. Кажется, что новые коммеморативные практики доступны нам, когда жизнь и скорбь, жизнь и память, жизнь и история места не сепарированы друг от друга — город и сообщество принимают и осознают «город мертвых» как неотъемлемую часть себя.
Книга представляет собой альманах историй, которые возникали внутри воркшопа: встречи с экспертами, личные заметки и рассуждения, пересечения и параллели между отдельно взятыми сюжетами сквозь страницы и главы.
Книга ➀Проект «Возвращение в город»Проект «Возвращение в город» о связывании города и кладбища не только через тропинки, но и эфемерные границы. Выбранный мономатериал (эпоксидная смола) предлагается для реконструкции надгробий, а также в качестве решения для забора по периметру кладбища — полупрозрачная дымка вместо профнастила, деликатные проемы и ниши для цветов.
Объединенные общей концепцией порталы между городом и кладбищем приобретают свою уникальность за счет взаимодействия с окружением и продуманных деталей.
Участники: Ярослав Ерохин, Александра Глазова, Татьяна Мосейкина, Милена Колесникова.
Проект «Слепота»Проект о двойном игнорировании пространства: и как кладбища, и как зеленой городской территории, амбициозно решает поставленную проблему «никакого места» за счет озеленения и ландшафтного подхода.
Участники: Полина Лукьянчук-Скоробогатова, Арсений Игошев.
Проект «Иной»Проект «Иной» работает с кладбищем, как с проекцией города, распаковывая привычные городские типологии в характерный признак, мотив, он предлагает ряд интервенций для пространства.
Участники: Анастасия Астраханцева, Амир Смыр, Дарья Переяславец.