Сто лет назад началась беспрецедентная кампания по превращению человека Владимира Ильича (Ульянова) Ленина в фигуру почти божественную. Была задействована вся механика сакрализации: от составления жития до развития строго зафиксированной иконографической системы. Из установленных на территории РСФСР почти 7000 памятников осталось около 6000, а в самой Москве — не менее 200.
Почти каждый памятник — это сквер, место в городе, которое, вероятно, ждет перемен. Сегодня отношение и к этому периоду истории и к самой фигуре Ленина изменилось, а эти места в городе — остались прежними. Но, как известно, «свято место пусто не бывает» — на смену чему-либо, что пропадает, на место, которое освободилось — обязательно приходит что-то другое.
В рамках воркшопа мы рассматривали механику трансформации таких пространств. Работа велась в три этапа. Первый — это создание графического эссе, которое бы совмещало личное отношение и архитектурный анализ.
Второй этап — исследование свободного типа, в инструментарии — инвентаризация, case study и описание нарративов. От карты территориальной экспансии до фиксации пространственных схем.
В третьем, проектном, этапе принципиально не была поставлена задача создания единой стратегии трансформации. Каждый из проектов встраивается в общий индекс, соединяющих нас с традициями, мифами, верованиями того или иного сообщества. Студенты собирают свой «архив», в котором каждый из тезисов отвечает за репрезентацию феномена памятников Ленину в городской среде.
Книга ➀