Участие ТПО PRIDE в рамках фестиваля Открытый город «Архитектура духа» обрело своё собственное название как «Путь к себе». Бюро была поставлена цель перед участниками воркшопа разработать сакральные маршруты, и проанализировать каким образом, с помощью архитектурных средств, можно усилить влияние на духовную составляющую полученных от маршрута впечатлений.
В этом году у нас было огромное количество желающих принять участие в разработке маршрутов, вероятно из-за того, что данная тема откликнулась многим, и у многих были очень интересные портфолио и захватывающие истории в письмах, поэтому стремясь охватить хотя бы 50% заявок мы создали 3 группы по 10−12 человек. У нас были как готовые локации для разработки маршрута, так и открытые для предложений самих участников темы.
Так первая группа, под руководством Валерии Мастюковой и Елены Смирновой, отправилась изучать Калязин, его историю, его влияние и возможности для построения природного паломнического маршрута из Москвы.
В процессе изучения места мы обнаружили что город своей историей так или иначе связан с водой, река поглотила город, оставив лишь небольшое воспоминание о прошлом в виде одинокой колокольни среди безграничной глади воды.
Мы решили что история Калязина должна наложить отпечаток на наш маршрут, именно поэтому все арт-объекты и функциональные площадки на нашем пути связаны с водой: гостиничные домики на воде, переправы и т. п. Стихия воды, ее свойство как зеркала, удваивать впечатление от сакрального образа колокольни, а так же создавать изоляцию и некий барьер для преодоления на пути, вступает в синтез с прошлым города, создает дополнительные смыслы, которые нам удалось раскрыть в работе с данным местом.
Вторая группа, под руководством Милана Стаменковича, включала международный состав участников. Часть студентов находились на юге Сербии вблизи границы трех стран, Сербии, Болгарии и Македонии, и прошли маршрут вместе c местными обитателями и знатоками края по холмистым ландшафтам на высроте 1600 м от уровня моря, ведущим к горному озеру и от него. Группа изучала воздействие природных и культурных факторов на духовное переосмысление человека. Выбранные образы арт. объектов, проработанные с остальной частью команды уже в Москве, изучают архетипические символичные формы, найденные в культуре данной местности и усиливающие ее идентичность.
Акцентируя внимание на теме сакрального пространства, а именно формированию и выявлению паломнических маршрутов, участники смогли почувствовать себя первооткрывателями. Ими был проделан маршрут от отреставрированной церкви св. Пророка Ильи на холме Власина Рид и чудотворного источника св. Николая, появившегося на месте другой разрушенной церкви, через вершину Чемерник и обратно к озеру, где стали свидетелями возрождения забытых и утраченных святынь. Недалеко от уже упомянутой церкви в 2023 году, под обелиском-памятником герою Первой Мировой Ратку Павловичу была найдена каменная глыба с православным крестом и неразборчивыми надписями на старославянском, а у подножия того же холма найдены следы горного монастыря или церкви — Црквиште на местном языке.
Сам же маршрут состоит из 5ти чередующихся пространственных архетипов путей: путь через горные деревушки, путь через лесную чащу с подъемом или спуском, путь через ровное поле с видовым обзором, путь через поле с подъёмом или спуском, путь по обходной дороге вокруг озера. Каждый из данных архетипов стал отправной точкой для формирования концепций, предложенных нашими участниками и акцентирования внимания на уже существующие артефакты. Из полученного опыта и анализа местности, участниками было сформировано 3 концепции артефактов, дополняющих увиденное.
Третья группа, под руководством Юлии Давэ, была построена по принципу раскрытия индивидуального опыта участников. Студентам предлагалось разработать маршруты к тем местам, которые наибольшим образом на них повлияли и создали впечатление сакрального. Некоторые студенты объединились и таким образом в этой группе получилось 5 маршрутов: Валаам, Балаклава, Бахчисарай, Елец, Северная Осетия-Алания.
В Валааме, было подчеркнуто и усилена значимость затворничества для духовных практик, как сами острова так и их исторический контекст пронизаны стремлением в практиках затворничества познать Бога, поэтому основным арт. объектом для подобного места предлагается воплотить в виде затворнических изб.
В Балаклаве и Бахчисарае студенты сделали акцент именно на природных красотах Крыма, на их раскрытие через созерцание. Арт. объекты в этих работах созданы в виде обзорных площадок, мест для костров, мест для медитаций.
Работа, посвященная разрушенным церквям Ельца, рассказывает о внутренней трансформации идущего по маршруту, каждая точка на маршруте ассоциирована с периодом жизни человека и обязательным духовным упражнением на пути является осмысление своей жизни через архитектурный контекст и через предложенные строки Библии.
И наконец маршрут по Осетии-Алании увлекает рассказами об уникальной ране-христианской религии, сложившейся в регионе, пронизанной и синкретически срощенной с местными легендами, героями и верованиями. Арт. объекты в этой работе вырастают из традиционных форм и обычаев, погружают человека в непосредственное взаимодействие с ними.
Обобщить и структурировать опыт всех трех групп удалось под руководством главного архитектора компании Константина Шебанова. Усиление воздействия места во многом происходит за счет обращения к архитипам форм духовной архитектуры, взаимодействию через них с религиозным и культурным наполнением места. Правильно подобранная форма становится ключом, открывающим возможность воздействия и усиления того, что уже сильно в этом месте. Правильно построенный маршрут — это череда воздействий на опыт путника, разыгрывающий перед ним мистерию духа. Правильный итог такого маршрута — это духовное преобразование и исцеление идущего. Конечно и величина воздействия и итог во многом зависят от воспринимающего, поэтому чем больше возможностей выбора исцеляющих маршрутов, тем больше вероятности, что человек попадет в точку своего сердца и сможет вступить в резонанс с выбранным путём.
Книга ➀